Стратегия и тактика обучения детей 6,5-8 лет в классе скрипки
Методическая разработка
«Стратегия и тактика обучения детей 6,5-8 лет в классе скрипки»
подготовила преподаватель по классу скрипки Колчина Татьяна Георгиевна
Содержание
Введение
Подготовительный класс-возможность реализации самых
разных личностных склонностей и интересов ребёнка.
Предпосылки к раннему обучению детей в ДШИ
Некоторые важные аспекты обучения юных скрипачей
Организация урока на начальном периоде обучения
Развитие самостоятельности и творческой индивидуальности
учащихся
Индивидуальные и коллективно-групповые формы занятий-школа ценных
профессионально-психологических качеств детей
Виды творческой деятельности
Формирование базового комплекса скрипичного
исполнительства. Краткие методические рекомендации.
Формирование слухового сознания начинающего скрипача в процессе
овладения первичными игровыми навыками
Метро-ритм
Изучение художественного репертуара
Работа с аккомпанементом
Освоение игровых действий в процессе музицирования
Список использованной литературы
Введение
Этапы формирования в человеке мироощущения, отношения к окружающему связаны с впечатлениями детства. Именно в этот период жизни закладывается всё самое важное из того, что понадобится человеку в дальнейшем и станет определяющим всей его судьбы. Но без помощи взрослого ребёнку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное. Он может не увидеть главного или принять за главное второстепенное. И взрослый выступает в качестве транслятора художественных взглядов и идеалов, мировоззренческих устоев и идей общества, направляет, регулирует восприятие ребёнком окружающего.
Огромное влияние на формирование личности ребёнка оказывают семья и преподаватель. Они поддерживают и развивают в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, прививают любовь к природе. Эти знания дети получают постепенно на занятиях, в игре, в труде. Главной задачей взрослых является задача открыть ребёнка для себя, понять свои возможности и перспективы, осознать и проявить свои сильные стороны, углубить желание детей быть первооткрывателями. И если предоставить средства и необходимые условия, то развитие ребёнка будет проходить гармонично и полноценно.
Занимаясь воспитанием детей необходимо обеспечить условия для полноценного психологического, физического, социального и эстетического развития. За основу брать принцип развития ребёнка в деятельности. Организовывая творческую деятельность нужно учитывать его увлечения и возможности. Индивидуальные склонности могут раскрыться в различных видах деятельности. А так как человеку присуще многообразие увлечений, то и современный ребёнок не должен ограничивать себя выбором одного вида деятельности.
Одним из ярких средств эстетического воспитания детей является музыка. Музыка воздействует на человека, его психику и социальное поведение, побуждает к нравственно-эстетическим переживаниям. Кто музыки не носит в своём сердце, кто холоден к гармонии прелестной, тот может быть предателем, лжецом.
Подготовительный класс-возможность реализации самых разных личностных склонностей и интересов ребёнка
Предпосылки к раннему обучению детей в ДШИ и ДМШ
В каждом возрасте существуют оптимальные возможности для наиболее эффективного развития каких-либо сторон личности. Возрасту дошколят характерны черты первооткрывателя и исследователя. Их способность воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое особенно обострены. Не нужно забывать, что речь идёт о самом «впечатлительном» возрасте (6-8 лет). Вовремя применить и направить эти особенности детей можно в стенах детской школы искусств, которая оперирует этими качествами специально предназначенными учебными предметами. Именно здесь через механизм сочувствия и сопереживания в общении с искусством ребёнок получает недостающую часть воспитания. Чем больше проверенной временем классики получит ребёнок, тем глубже его нравственные устои, прочнее основательность дальнейшей жизни. В связи со снижением возраста детей, впервые приходящих в детскую школу искусств реформа школы выдвигает необходимость детального анализа психологических особенностей шестилетних детей. Это позволит определить направление в перестройке организации учебно – воспитательного процесса.
В настоящее время в различных странах мира разрабатывается методика о стадиях (или этапах) возрастного развития детей. Становление личности ребёнка проходит по нескольким возрастным этапам и оказывает существенное влияние на конкретные педагогические исследования. Для реализации задач в области музыкальной педагогики необходимо правильно определить начальную возрастную точку музыкального воспитания. Музыкальность развивается тем быстрее, чем в более раннем возрасте начинают обучать ребёнка каким-либо видам музыкальной деятельности. Но при этом приступать к обучению в ДШИ надо в точно определённое время – не слишком рано, но и не слишком поздно. Наиболее благоприятным периодом для начального обучения в ДШИ является дошкольный возраст (5-6 лет). В этом возрасте ребёнок уже общителен, физический аппарат характеризуется гибкостью, податливостью, способностью к формированию новых навыков под воздействием внешних факторов, он может быть обучаем в виду наличия устойчивого внимания и развивающихся волевых процессов. В то же время ребёнок пока воспринимает мир целостно, ярко действуют интуиция, неосознаваемые процессы психики.
В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов. Складываются стилевые и частично инструментальные качества. Формируется комплекс специальных личностных свойств: вырабатывается настойчивость, работоспособность и культура деятельности. Повышается зрительная цепкость и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов. При этом характеристики ученика не могут быть раз и навсегда данными: в 15-17 лет он всё будет переделывать по – своему, будет приобретать свои навыки, свою технику, пойдёт своим собственным путём. Но исходный пункт развития ребёнка, путь его воспитания и необходимый темп продвижения вперёд изначально определяют взрослые – родители и учителя.
Для настоящей реализации природных способностей ребёнка нужна мотивация деятельности. А мотивационно-ориентационный блок складывается в среде тесной взаимосвязи педагогики и социального окружения ребёнка. Нельзя требовать только от школы, чтобы она сама по себе за счёт одного лишь совершенствования дидактической практики превзошла свой базисный уровень. Воспитание творчеством предполагает участие семьи, и чтобы добиться благой цели родители должны приложить собственное старание. Им необходимо найти для ребёнка время, чтобы вместе с ним смотреть, слушать, познавать новое и главное проявлять интерес к обучению их ребёнка в ДШИ. Если родители сами равнодушны к музыке, то и не «заражают» ребёнка любовью к ней. Общеизвестно, что хорошие родители важнее хороших педагогов.
Итак. Наступает время, когда родители, проявив инициативу приводят своего ребёнка в детскую школу искусств. Школа. Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети и родители с этим словом. От первой встречи с учителем у ребёнка начинают складываться общие впечатления о школе. Первая встреча происходит на вступительном экзамене. И чтобы сделать для ребёнка экзамен менее стрессовым желательно проводить его в форме общения или игры. На вступительном прослушивании преподаватель узнаёт состояние здоровья ребёнка, его физические данные; выявляет степень музыкальных способностей – музыкальную память и слух. Исходя из результатов прослушивания – преподаватель определяет план работы с будущим учеником: направление, объём, темп прохождения учебного материала.
В последнее время участились случаи поступления в ДШИ детей с серьёзными заболеваниями. И в данной ситуации вступает в действие метод терапии при помощи искусства: музыки, живописи, ритмики. Всем детям предоставляются возможность и условия для обучения в ДШИ. Главное дать ребёнку поверить в себя, правильно определить исходные способности, предшествующие одарённости и талант рано или поздно проявится.
Деятельность всех без исключения детских образовательных учреждений ориентировано на решение определенных воспитательных задач. До недавнего времени главную задачу школы видели в сообщении учащимся определённых знаний, в формировании умений и навыков. Сейчас, эти задачи при их сохранении уже не считаются главными. Вместе со сменой исторических формаций меняются и цели образования. Сегодня закон об образовании гласит: образование – это обучение и воспитание. На первый план выдвигается требование, чтобы в её стенах формировалась всесторонне развитая личность. К этой цели направлены поиски и в области музыкального воспитания детей. Но при реализации целей методики нового поколения важно не уходить от требований музыкального ремесла и не снижать уровень профессионализма.
Некоторые важные аспекты обучения юных скрипачей
Организация урока на начальном периоде обучения
К началу дошкольного возраста психическое развитие ребёнка достигает такого уровня, при котором можно формировать двигательные, речевые, сенсорные и ряд интеллектуальных навыков. Именно в отрезок 5-6 лет происходит дальнейшее, очень быстрое развитие личностного общения, формируется внутренний план действий. Появляется возможность вводить элементы учебной деятельности. Поэтому необходима специальная организация жизни и деятельности дошкольника. В условиях ДШИ основную форму воспитания и обучения детей представляют музыкальные занятия (урок).
Большинство 5-6 летних детей приходят в ДШИ с ярко выраженным желанием учиться. Дошкольников привлекают серьёзные занятия, которые являются для них новыми по сравнению с играми и развлечениями характерными для детского сада. Но в этом возрасте опыт учебной деятельности ещё отсутствует и поэтому у дошкольника очень смутное представление о конкретных формах и содержании обучения. Подлинная сущность учения как постановки и решения учебных задач раскрывается лишь в процессе и по мере овладения им этой деятельностью.
Урок является основной формой длительного процесса педагогического общения ученика и учителя. Уроку предшествует продуманная работа преподавателя по установлению наиболее эффективных методов развития ученика, строится перспективный план, выбирается стратегия и тактика обучения. При планировании урока учитываются возможности реализации поставленных задач, т.е. учитываются индивидуальные различия учащихся, уровень развития и способность к обучению.
Успех воспитательного процесса заключён в добросердечных отношениях учителя с учеником – именно доверительные эмоционально насыщенные взаимоотношения являются отправной точкой успешного творческого роста ребёнка. Чувствуя искреннее внимание к себе со стороны учителя, ребёнок с готовностью выполняет все требования, внимательно относится к его оценкам. Большую качественную роль играет и форма этих требований (просьба, пожелание, лёгкая обида, но не раздражение). При этом нужно всегда подходить к каждому ребёнку с оптимистической гипотезой, т.е. опираться на лучшее, верить в его возможности стать умнее, культурнее, самостоятельнее.
Положительные результаты приносит только та методика, которая делает процесс обучения для ребёнка интересным и увлекательным. Аналитические свойства детей в возрасте 5-6 лет ещё слабы. Но зато исключительно мощны творческие возможности. Центром развития творческого процесса является воображение, а школой воображения является игра. Игра – это ведущий вид деятельности ребёнка – дошкольника. Соответственно нужно развернуть материал урока исходя из возрастных особенностей и склонностей ученика. Необходимо как можно шире использовать игры и игровые задания, вырабатывающие у ребёнка следующие способности:
1. произвольное внимание и память;
2. контрольно – проверочные умения;
3. умение находить ошибки, отличия;
4. умение вслушиваться в речь;
5. умение проявлять настойчивость.
Музыкальное образование дошкольников не должно отождествляться с механическим заучиванием, «зубрёжкой». На основе игр, творческого образного мышления формируется логическое мышление. Использование преподавателем в работе с учеником игровых форм придаёт неинтересным задачам привлекательность, что поможет предотвратить нежелательные последствия. Игры и задания игрового характера способствуют развитию детской фантазии, а в детской фантазии формируются такие важные черты мышления как гибкость, образность, ассоциативность.
Развитие самостоятельности и творческой индивидуальности учащихся
Поступление ребёнка в школу знаменует собой возникновение новых условий для его личностного роста. Ведущей для ребёнка становится учебная деятельность. Педагогическая методика позволяет интересно и разнообразно строить урок. От стиля совместной работы ученика с педагогом в классе по инструментальному музицированию зависит умение самостоятельного продуктивного и результативного занятия на инструменте дома. На уроках ставятся задачи, даются прямые указания и готовые способы их выполнения, создаются проблемные ситуации, обсуждаются возможные пути их разрешения, которые тут же опробуются. При этом нужно поощрять любое проявление инициативы ученика:
1. найденное самим учеником в тысячу раз полезнее навязанного ему учителем. Следует прибегать к методу наводящих вопросов, который неизбежно натолкнёт ученика на правильное решение возникшей проблемы.
2. правомерно вести разговор с юным музыкантом с позиции педагога – слушателя, признавая за учеником право на самостоятельное решение и исполнительские инициативы.
Одностороннее воздействие учителя неэффективно без воспитания у ученика самого умения обучаться. Наша задача – научить учиться (причём легко учиться), научить общаться, трудиться, чувствовать.
Нужно сразу приучить ребёнка к качественной стороне домашних занятий, что значительно важнее, чем их продолжительность. Но повседневный самостоятельный труд дошкольника малоэффективен без контроля со стороны родителей. Учитывая возраст детей родителям необходимо следить за процессом их домашних занятий. Они организовывают домашнее рабочее место ребёнка, приучают его к режиму дня и труда на инструменте. Очень значимым является регулярное активное присутствие родителей на уроках по инструментальному музицированию.
Индивидуальные и коллективно-групповые формы занятий – школа ценных профессионально-психологических качеств детей
В области начальной музыкальной педагогики новая методика воспитания и обучения музыкальному творчеству должны доставлять детям радость. Только на таком эмоциональном фоне можно приблизиться к главной цели инструментального музицирования – реализации задачи вовлечения их в музыкальную деятельность.
Перед преподавателями инструментальных классов сразу встаёт множество сложных проблем по развитию звуковысотного слуха, ритмической организации, освоению целесообразных движений, которые являются важнейшими предпосылками свободной и естественной постановки. Логика современного мышления подводит преподавателя к идее создания новых форм усвоения учеником познавательных задач. Многообразие форм, содержания и видов музыкальной деятельности в классе индивидуального инструментального музицирования разнообразят обучение эмоционально и физически. Применение в работе сведений возрастной психологии позволяет по-новому организовать ремесленную часть дела.
Исходя из выводов психологов обучение музыке следует начинать с групповых форм занятий. Применение индивидуально – групповых форм занятий имеет ряд положительных черт:
1. Групповая форма занятий в индивидуальном классе позволяет скорее избавиться ученику от собственных недостатков и заблуждений;
2. Используется положительный пример сверстников;
3. При таком групповом обучении инструмент осваивается естественно;
4. Вырабатывается навык хорошего поведения, отсюда навык спокойного сосредоточения, особая направленность слуха и интеллекта;
5. В атмосфере эмоциональной окраски группового урока дети легче усваивают учебный материал;
6. На уроке присутствует соревновательный момент;
7. Начинающего скрипача подстерегает большая опасность – снижение активности эстетической чуткости слуха из-за постоянного насыщения его явно несовершенной звуковой «продукцией собственного производства». И поэтому наряду с постановкой рук и освоением технических приёмов игры на скрипке ребёнок довольно рано должен начинать играть в небольших ансамблях.
Виды творческой деятельности
Юный скрипач большую часть урока проводит стоя. И при организации учебных занятий необходимо учитывать, что длительное сохранение ребёнком статического положения создаёт неблагоприятные условия для кровообращения. Поэтому следует чередовать различные виды музыкальной деятельности с отдыхом и физическими упражнениями, направленными на расслабление мышц и разминку тела. Отдыхая, ребёнок может присесть, либо пройтись по кабинету. Во время «прогулки» по кабинету следует предусмотреть и «поход» к фортепиано. Отдых может нести в себе ещё одну функцию – общение. Во время общения устанавливается контакт с ребёнком, определяется его социальная адаптация.
Для достижения определённой степени концентрации внимания ребёнка темп речи преподавателя должен быть довольно подвижным. Детей «завораживает» калейдоскопичность и отталкивает скука. Темп чередования отдельных видов работ на уроке также должен быть подвижен. Более спокойные задания должны предшествовать более динамичным.
Для музыкального развития дошкольника особенно важны следующие виды музыкальной деятельности: пение, ритмические движения и игра на музыкальном инструменте. Между каждым видом деятельности необходимо проводить связь. И важно следить за тем, чтобы переход к новым видам деятельности сопровождался усложнением задач музыкального материала. Чередование различных видов деятельности повышает у ребёнка внимание, сообразительность, быстроту реакции, организованность, проявление волевых усилий.
Формирование базового комплекса скрипичного исполнительства. Краткие методические рекомендации
Формирование слухового сознания начинающего скрипача в процессе овладения первичными игровыми навыками
Чтобы хорошо играть надо хорошо петь. Пение – необходимый вид деятельности и это одна из форм проявления свободы. Разучивание мелодий путём их вокального воспроизведения развивает способность слухового музыкального восприятия. А в процессе совершенствования слуха осуществляется становление музыкальных способностей.
Основы первоначальных звуковысотных и ладовых представлений закладываются в процессе работы дошкольников с элементарными мелодическими образованиями (песни – попевки). Ребёнка нужно не только научить различать высоту и продолжительность музыкального звука, но и научить воспринимать эмоциональное, экспрессивное начало музыки. Обязательным методическим условием формирования музыкальности и музыкального слуха являются следующие формы работы:
1. повторность, систематическое возвращение к знакомым музыкальным произведениям. Постоянно повторяющиеся интонации создают предпосылки для восприятия новой, незнакомой музыки;
2. наглядно – слуховой метод (слушаю, а затем играю);
3. словесный метод – пересказ учителем содержания звучащей музыки: выражать настроение, чувства. При этом эффективен приём контрастного сопоставления музыкального произведения (пьес одного жанра; пьес с одинаковым названием; произведений, передающих различные оттенки одного настроения);
4. применение зрительной наглядности (книги, картинки, игрушки);
5. практический метод (воспроизводство музыки на скрипке самим учеником);
6. слушание скрипичной музыки в аудио записи, в исполнении преподавателя или учащихся старших классов обогащает музыкально – слуховую память, а также способствует переходу музыкальных занятий в повседневную потребность;
7. слух ученика не должен ограничиваться только скрипичной музыкой. Его развитие должно проходить в процессе активного восприятия самой различной музыки – вокальной и инструментальной, сольной и ансамблевой, хоровой и оркестровой.
Метро – ритм
С самого начала надо учить ученика играть правильно, в первую очередь точно воспроизводить ритм. Вначале разучиваются пьесы, построенные на одном звуке. Для развития метро – ритмического чувства можно пользоваться инструментами ударной группы, ладонями, ногами, карандашом, платочком, флажком.
Ансамблевая деятельность дошкольника с применением ударных инструментов и пианино, на котором играет преподаватель помогает целостности восприятия произведения.
Исполнение партии на ударном инструменте и движение в такт музыке вызывают у ребёнка радость. Преподаватель должен чутко уловить, какая именно музыка привлекает ребёнка и путём подбора соответствующего репертуара способствовать возникновению двигательной реакции.
В движении может отражаться особенность ритмического рисунка, динамические оттенки, ладовая окрашенность. Ритмичные движения ребёнка под музыку в зависимости от характера произведения дают представление об образе, помогают полнее воспринимать содержание музыки. Выполняя движения под музыку ребёнок вырабатывает координацию, согласованность с музыкой.
Если ученик приобретает способность воспринимать высоту звука и ритм в мелодической структуре, если он чувствует её выразительность, умеет выделять и усваивать разнообразные мелодии, это означает, что у него сложились основы для развития музыкальности.
Изучение художественного репертуара
Становление музыканта происходит благодаря учебному репертуару. И преподаватель предстаёт в качестве транслятора мировоззренческих устоев. От его позиций зависит формирование в ребёнке общечеловеческих ценностей.
1. Вхождение ребёнка в огромный мир существующей музыки надо обязательно проводить через освоение им «родного этнического или народного этноса». Приобщение ребёнка к традициям народа является важным средством патриотического воспитания.
2. Музыкальный репертуар дошкольника должен отличаться доступностью и отвечать его интересам. Включение в репертуар образов животных и птиц воспитывает в ребёнке гуманистическое начало. А гуманистическая ориентация – развитие человеческого в Человеке.
3. Важно оперировать детским воображением. Даже самое простое музыкальное произведение можно исполнить с подтекстом, сочинив сказку, в которой побеждает добро. Интерпретаторский подход воспитывает в ученике творческое отношение к произведению.
4. В учебном репертуаре должны присутствовать произведения (или же их отрывки) зарубежных и русских классиков, современных композиторов, и обладать разнообразием по тематике.
5. Но самым характерным для репертуара дошкольника является фундаментальность «трёх китов музыки» – песня, марш, танец.
Ученик пользуясь вербальными средствами учится овладевать художественной речью и многообразием музыкального языка. Следует
разучивать пьесы с чётко выраженными музыкальными фразами и предложениями. Диапазон мелодий должен быть небольшим, а сами мелодии построены на поступенных ходах или небольших интервалах с повторяющимися оборотами; ритмический рисунок несложным.
Важно научить ученика воспринимать музыку целостно, охватывать её общее настроение и характер. Объяснить ученику яркой образной речью стилистические и жанровые особенности произведения, исполнительские задачи и средства для их реализации. Непосредственное проявление душевных чувств через музыку – это итог работы с учеником.
При выборе учебного репертуара нужно учитывать, что в данный момент отвечает музыкальным двигательно – моторным возможностям исполнителя.
В течение учебного года полезно возвращаться к ранее пройденным произведениям, тренируя музыкальную память ребёнка, ставя перед ним новые задачи в соответствии с более высоким уровнем их развития.
Работа с аккомпанементом
Исполнение с фортепианным сопровождением значительно повышает художественно – исполнительский уровень учащегося: обогащает музыкальные представления учащегося об изучаемом произведении, помогает лучше понять и усвоить его содержание, укрепляет и совершенствует интонационную и ритмическую дисциплину. Урок с аккомпанементом даёт возможность ощутить изнутри специфику взаимодействия солиста и партнёра – пианиста, приучает ученика исполнять свою партию согласованно с фортепианным сопровождением, добиваясь ансамблевого звучания. Учитель должен показать ученику скрытые от поверхности взгляда формообразующие элементы фортепианной партии, осознание которых и придаёт выразительность исполнения. При этом формируются зрительное внимание и слуховой контроль.
В роле пианиста может выступать преподаватель по классу скрипки. Ребёнок более комфортно себя чувствует, занимаясь в классе со знакомым преподавателем.
Параллельно следует давать ученику общие сведения о фортепиано. Знакомство с клавиатурой инструмента открывает новые возможности:
1. расширяется практика музицирования (инструмент с точно фиксированной высотой тонов);
2. устанавливается взаимосвязь между слуховым и зрительным моментами восприятия музыки;
3. начало подбора по слуху мелодий из 2-ух и 3-ёх звуков на фортепиано и скрипке.
Освоение игровых действий в процессе музицирования
В условиях школьного обучения и воспитания учитель первым формирует отношение ребёнка к труду. А элементы труда появляются в деятельности. Растут волевые усилия, формируются наблюдательность и любознательность. Первые детские проявления открывателя начинаются с самостоятельного осмотра инструмента. Ученику предлагается найти способ игры на скрипке, «обследовать» звуковые возможности путём щипания струн. Ребёнка завораживает, восторгает вид и звучание таинственной скрипки. И задача преподавателя сохранить вспыхнувшую в ребёнке искру восхищения и на этом позитиве строить всю дальнейшую работу.
Центральная проблема начального периода учения состоит в том, чтобы естественно внедрить освоение игровых действий в процессе музицирования. Изучение видов движения, положение пальцев, кисти, функционирование мышц следует проходить поэтапно – сначала одно, затем другое, из которого будет складываться третье. Каждое движение, этап должны осваиваться учеником очень качественно, ведь привычки, появившиеся в ранний период обучения влияют на всё дальнейшее развитие учащегося. И главное в угоду собственным амбициям не форсировать «постановочный» период.
Первый донотный этап работы содержит в себе ряд важнейших исходных элементов создания фундамента для дальнейшего формирования постановки. В дошкольном возрасте идёт медленное развитие мелких мышц, поэтому действия, требующие точности представляют трудность. И для юного музыканта особенно важна тренировка мышечных механизмов: упражнения на овладение умением различать и сравнивать ощущения напряжения и расслабленности, резкость – плавность, градация от медленного к быстрому.
Существуют две основные системы постановки рук у начинающего скрипача: совместная и раздельная. Разделение допустимо лишь на самом начальном этапе работы. Осуществляя контакт с инструментом в игровой форме далёкой от муштры и скуки преподаватель пробуждает в ученике интерес к музыкальной деятельности. «Устраивание» скрипки и смычка ведёт к зажатию рук. Игровая интерпретаторская среда, в которой рекомендуется осваивать постановку на инструменте обогащает ассоциативную сферу мышления ребёнка. Доступность ассоциативных упражнений для детского мышления способствует быстрому, психологически комфортному овладению премудростями скрипичного звукообразования. Ассоциативные примеры дают возможность сохранять в памяти значительное число моделей. Иногда бывает достаточно нескольких деталей, чтобы были воссозданы необходимые действия.
Пробуждение с самого начала творческой направленности всех действий может развить в ученике:
1. способность долгое время пребывать в состоянии творческой активности;
2. способность к творческим операциям;
3. обострённое восприятие окружающего.
Начальная работа над детальным изучением всего богатого арсенала скрипичного тона и смычковых штрихов должна начинаться достаточно рано и идти на серьёзной, профессиональной основе. «Откладывание» на дальние сроки может «погасить» имеющийся творческий потенциал ребёнка. «Ухватив» основы юный скрипач может обрести первое профессиональное качество – включаться в музыку целиком, всем своим эмоционально – образным миром, используя достаточно богатые выразительные средства инструмента.
Занятия инструментальным музицированием к концу дошкольного возраста у ребёнка складывают ряд исходных предпосылок формирования дальнейшей учебной деятельности:
1. овладение элементарными навыками продуктивного сотрудничества в процессе учения: освоение учебных ролей слушателя, соисполнителя, критика;
2. умение выполнять указания преподавателя;
3. уважительное отношение к учителю.
4. ознакомление с обязанностями, режимом занятий;
5.освоение – осознание учеником в новом аспекте «топографии» собственного тела.
6. умение осуществлять контроль за собственными действиями;
7. формируется привычка доводить до конца начатое дело;
8. умение содержать в порядке рабочее место, бережное отношение к нотам, правило пользования инструментом и его хранения;
По истечении срока обучения на подготовительном отделении или в первом классе музыкальной школы (в классе скрипки) ребёнок должен научиться:
1. владеть простейшими приёмами игры на скрипке;
2. своевременно вступать и заканчивать игру на инструменте;
3. приучаться подбирать по слуху знакомые песенки;
4. пользоваться элементарными динамическими оттенками.
У ребёнка постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными.
Хотелось бы отметить тот факт, что те дети, которые обучаются в ДШИ или ДМШ в любом коллективе чувствуют себя комфортно, уверенно. Почти все ученики становятся отличниками в общеобразовательной школе.
Список использованной литературы
1. Апраксина О.А. О праве учителя – музыканта на эксперимент // Методология педагогики музыкального образования. – М., «Просвещение», 2006.
2. Апраксина О.А. Связь педагогики музыкального образования с философией и науками // Методология педагогики музыкального образования. – М., «Просвещение», 2006.
3. Альсира Легапи де Арисменди. Дошкольное музыкальное воспитание. – М., «Прогресс», 1989.
4. Бабаева Т.И. В игре готовимся к школе // У школьного порога. – М., «Просвещение», 1993.
5. Бабаева Т.И. Подходим к ребёнку с оптимистической гипотезой //
У школьного порога. – М., «Просвещение», 1993.
6. Бабаева Т.И. Скоро в школу // У школьного порога. – М., «Просвещение», 1993.
7. Берлянчик М.М. Овладение фундаментом скрипичного мастерства // Основы воспитания начинающего скрипача. Мышление. Технология. Творчество. – С.-П., «Лань», 2000.
8. Берлянчик М.М. Ребёнок в детском скрипичном классе: стратегия и тактика учения // Основы воспитания начинающего скрипача. Мышление. Технология. Творчество. – С.-П., «Лань», 2000.
9. Берлянчик М.М. Творчество и репертуар юного скрипача // Основы воспитания начинающего скрипача. Мышление. Технология. Творчество. – С.-П., «Лань», 2000.
10. Бугрова О. Педагогика гармоничного развития // Играем с начала. – М.,
№ 5 (43), май 2007.
11. Венгера А.Л., Эльконина Д.Б. Формирование новой внутренней позиции // Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. – М., «Педагогика», 1988.
12. Галязо М.В., Матюхина М.В., Михальчик Т.С. Особенности психического развития детей шестилетнего возраста // Возрастная и педагогическая психология. – М., «Просвещение», 1984.
13. Григорьев В.Ю. Начальный период обучения // Методика обучения игре на скрипке. – М., «Классика – XXI», 2006.
14. Григорьев В.Ю. Система педагогических занятий с учащимися // Методика обучения игре на скрипке. – М., «Классика – XXI», 2006.
15. Гутников Б. Размышления педагога // Об искусстве скрипичной игры. – Л., «Музыка», 1988.
16. Дмитрин Г.К. Взрослые и дети – самая сложная азбука. – Ч., «Южноуральское книжное издательство», 1986.
17. Короткова Е. Чтобы взрослые и дети захотели играть // Играем с начала. – М., № 9 (47), сентябрь 2007.
18. Мильтонян С.О. ДМШ: обучение или воспитание? // Играем с начала. – М., №9 (24), сентябрь 2005.
19. Ражников В. Поэтическое наставление // Диалоги о музыкальной педагогике. – Л., «Музыка», 1989.
20. Яблонская Е.А. Программа: Сольфеджио для подготовительных отделений музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств // Инновационные учебные программы. – Ч., 2000.
21. Яконюк В.Л. Психолого-педагогические предпосылки и условия развития мотивационной сферы музыканта // Вопросы подготовки музыканта- педагога. Межвузовский сборник статей. Выпуск 2. – М., 1997.